В новом выпуске еженедельного фотообозрения помимо свежих сетевых публикаций, связанных с пост-советским пространством, представлен обзор проходящей в Амстердаме выставки, посвященной русской цветной фотографии, а также рассмотрена одна из серий-победителей украинского конкурса «Фотограф года 2012».

Первоцвет: «Русская цветная фотография»

med_05-mdf-pz-41-90-10-jpg

Французский «Le Journal de la photographie» опубликовал большой материал о проходящей в музее фотографии «Foam» в Амстердаме выставке, посвященной появлению и развитию цветной фотографии в России. Даже исходя из той небольшой подборки, что представлена на сайте Журнала (а в музее под выставку выделены 4 зала), становится понятно, что это по-настоящему уникальная коллекция, которая принадлежит Московскому Мультимедиа Арт Музею (МАМ).

Представленные работы охватывают собой довольно большой период – с 60-х годов XIX в по 70-е XX и позволяют проследить, как менялась жизнь в стране в течение более чем столетнего периода и как менялась вместе с ней фотография. Раскрашенные акварелью и маслом семейные портреты, которые когда-то составляли неотъемлемую часть домашнего интерьера (портрет девушки фотографического ателье Нечаева); первые цветные опыты Прокудина-Горского (портрет Л.Н.Толстого); фотомонтажи в цвете Александра Родченко (стадион «Динамо») и многое другое.

В подборке на сайте журнала представлено довольно много цветных отпечатков Дмитрия Бальтерманца, более известного своими черно-белыми военными фотографиями. Появившаяся в послевоенное время первая цветная пленка и хрущевская оттепель позволили автору запечатлеть повседневную жизнь столицы в теплых – но с преобладанием красного — тонах (довольно примечательна и в некотором смысле сюрреалистична фотография витрины с красными шляпами, в которой отражается окружающий город). 70-е годы XX века представлены концептуальными «Луриками» Бориса Михайлова.

В общем и целом даже небольшая подборка работ из “Первоцвета” русской фотографии на сайте французского Журнала открывает доселе малоизвестные работы в цвете совершенно разных авторов и позволяет получить хотя бы примерное представление о таком явлении как русская цветная фотография. Хочется надеяться, что представление о нем смогут получить не только жители Амстердама благодаря году взаимного сотрудничества Голландии и России, но и непосредственно на родине – хотя бы в том же МАМе, которому и принадлежит вся коллекция.

Смотреть подборку работ на сайте Le Journal de la photographie

Украина: «Фотограф года 2012″

Фото (с) Юрко Дячишин
На Украине состоялось подведение итогов главного фотографического конкурса «Фотограф года 2012». Разброс номинаций, по которым присуждают места в конкурсе довольно разнообразен – от документальной фотографии до рекламной и свадебной. Фотографом года стал Артур Бондарь, чью метафизическую историю про Чернобыльскую Зону М-Журнал публиковал на этой неделе. Также среди победителей конкурса – Максим Дондюк с проектом про Туберкулез на Украине.

В номинации «Портрет» первое место было присуждено истории Юрко Дячишина про жителя города Львова Андрея, которого фотограф снимает уже на протяжении восьми лет. 44-летний герой живет с 70-летней Ганей, которую называет своей женой. По словам автора, Андрей по-детски наивен, искренен и не несет в себе никакую угрозу для общества – но, как довольно часто случается в подобных случаях, этим же обществом и отвергнут.

Вся серия почти исключительно состоит из портретов Андрея, многие из которых позволяют говорить о сюрриалистичности бытия на примере повседневной жизни одного человека. Удивительна и необычна фотография, на которой герой держит в руках бутылку, спущенную с верхнего этажа на веревочке. Также представляеют интерес идущие подряд один за другим портреты Андрея с его портретом и на фоне его же портрета. Весь проект Юрко носит название «Его сны» и сопровожден цитатой из Сомерсет Моэм: «Мечты — это не уход от действительности, а средство приблизиться к ней”. И Дячишин, запечатлевая жизнь своего героя, в котором для автора истории соединяются человеческое достоинство и величие, страхи и страдание, сны и мечты – говорит нам не столько даже о жизни конкретного человека, а о самой метафизике бытия.

Посмотреть серию целиком
Посмотреть все работы победителей конкурса

Юрий Козырев: «С поля боя на балет»

Фото (с) Юрий Козырев

В середине февраля в фотоблоге журнала «Time» был опубликован репортаж Юрия Козырева про закулисье «Большого театра». Довольно примечательна сама история создания этой серии. Юрий Козырев в течение двух недель снимал в Афганистане процесс вывоза военного оборудования, которое находилось на территории страны в течение 10 лет. В один из последних дней съемок он получает заказ от Time снять «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве. Козырев соглашается — и 12 часов спустя он уже за кулисами Большого – не зная о том, что с войны одной он попал на войну другую.

Инфоповодом для ассаймента стал скандал в театре, связанный с Сергеем Филиным и Николаем Цискаридзе — а балет «Лебединое озеро» оказался наиболее подходящим для его иллюстрации. Белые и черные фигурки балерин, объединенные в одном кадре, смотрятся в информационном контексте совсем по-другому, нежели простая иллюстрация к спектаклю; а портрет Цискаридзе в образе злого колдуна Ротбарта повествует о настоящем конфликте почти прямым текстом. Репортажные кадры, выстроенные в определенной последовательности, сопровожденные кепшенами, связанными со скандалом в Большом театре, и предваренные историей про Афганистан, повествуют уже не столько и не сколько о балете как таковом.

Смотреть репортаж в фотоблоге журнала Time

Никита Шохов: «А снег не знал и падал»

Фото (с) Никита Шохов
Никита Шохов, названный уже как-то «Мартином Парром из Школы Родченко», запечатлел для интернет-издания «Лента.ру» образ бесконечной московской зимы. Точнее, даже не самой зимы, которая в зависимости от настроения и контекста ассоцириуется то с энциклопедическим «мороз и солнце день чудесный», то с уже теперь тоже ставшими почти «классическими» прошлогодними зимними протестами. История Шохова совсем про другое – про бесконечно падающий снег, которого, судя по статистике, выпало этой зимой 2012-2013 года в столице больше, чем за всю историю наблюдений.

Вспышка помогает Шохову навечно законсервировать этот самый бесконечный полет снега и превратить его в художественный и композиционный элемент изображения. Она же позволяет ярче выделить цветовые пятна на фоне в общем-то довольно серой будничной повседневности столичной жизни – и образовать гармоничную и стройную композицию кадра или же просто сделав цветовое пятно главным элементом изображения. Помимо главного героя истории – снега, backstage на фотографиях представлен московскими дворниками, уличными продавцами, зонтиками, запретительными знаками и – довольно неожиданно- девушками с красными волосами. При всем при этом из общего повествовательного и довольно цельного ряда странным образом выпадают не понятно как попавшие туда два кадра про тот самый уже обозначенный выше «мороз и солнце день чудесный», хотя это не разрушает общего впечатления про того, кто ничего «не знал и падал».

Смотреть историю на сайте издания

Другие материаы по теме:
Максим Дондюк: «… он всегда был рад меня видеть»
Никита Шохов: «Мартин Парр из школы Родченко»
Артур Бондарь: «Тени звезды «Полынь» 
Юрко Дячишин: «Наемники гор»

Текст: Катя Богачевская

Фото на обложке: Яков Халип, конец 1940-х © Московский Дом Фотографии

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU