В еженедельном фотообозрении М-Журнал обратил внимание на некоторые публикаии прошедшей недели, касающиеся пост-советского пространста в области фотографии. 

Репортаж: «Казак — это воин,  судьба казака — это война»

С тех пор, как фотограф Сергей Пономарев закрыл за собой двери «школы жизни» под названием Associated Press, и вышел в «свободное плаванье», он, кажется, стал видеть саму жизнь иначе — не только в спектре ныне «модной» обработки изображений, но главное в том, что дает силы для творчества любого фотографа —  его личная свобода.

Репортаж в «The New York Times» в начале прошлой недели имеет все грани современной журналистики: фотографии, видео, текст и даже глобальный, с точки зрения новостей, информационный повод: «В своем третьем сроке президент Владимир Путин предложил новое направление для страны: развитие консервативной, национальной идеологии. Казаки превратились в своего рода талисман с растущей финансовой и политической поддержкой».

«Казак — это воин, судьба казака — это война», — сказал один из представителей казачества на Ставрополье во время похорон своего товарища».

Несмотря на то, что репортаж в NY — коллективное творчество, а некоторые сюжеты на видео повторяют сюжеты на фотографиях — это тот случай, когда фото и видео не исключают друг друга, а дополняют  в своих разных функциях и задачах.

Личный сайт Сергея Пономарева

Фестиваль: «Интимный дневник»

 

© Мария Плешкова

Спекуляции на тему «молодой фотографии» по принципу «broadcast youself» под пристальным наблюдением  кураторов и искусствоведов — свойственны не только ее представителям на нашей Родине.

На прошлой недели в Париже открылся фестиваль «Молодой фотографии», где будет также представлена серия россиянки Марии Плешковой, рассказывающая в «Интимном дневнике» о личных переживаниях по поводу друга, «ушедшего на войну»: «Я не солдатская мать. И не солдатская жена,» — говорит автор фотографий, представившаяся зрителю как «фотограф-документалист», но предпочитающая говорить исключительно о себе и снимать тоже соответственно себя. Из «оригинала дневника» не только не понятно, кто она — мать или жена, но также не ясно, кто ее друг — ушедший на войну.

Однако в английской версии, представленной на фестивале в Париже, есть некоторого рода уточнения: «война» (war) и ожидание (wait) — начинаются с одной и той же буквы латинского алфавита, что, по мнению автора, должно объяснять связь войны в Ливии (арабская вязь) и страдания фотографа-документалиста в Москве (кириллица) через ее друга-журналиста (на букву «J» в латинице). Все это говорит о том, что в «арт, док и -журналистике» появился совсем новый жанр: «про страдающих за тех, кто страдает, когда наблюдает за страдающими на войне».

К сожалению, ирония над любыми чувствами часто выглядит цинично, но не чаще, чем публичная рефлексия «молодых фотографов об интимном», которая интересна, пожалуй, только безнадежно стареющим кураторам и искусствоведам.

Вместе с тем, просматривая «Интимный дневник», можно было бы прийти к более интеллектуальному и не менее художественному выводу:  война при современных технологиях и коммуникациях, в какой бы точке планеты она ни происходила, теперь касается всех: от Ливана до Москвы. И больше не требуется разрешения для ее проникновения в личное пространство, не зависимо от того, «уехал друг на войну» или пьет пиво в баре по соседству.

Личный сайт Марии Плешковой

Книга: «Предмет без пространства»

© Вадим Гущин

Голландский издатель Мартин Шильт (Schilt Publishing), издающий книги «высококачественной фотографии» (high-quality photography) выпустил альбом Вадима Гущина «Предметы быта и культурных ценностей» (Everyday Objects/Cultural Treasures) из России, иногда с сохранившимся налетом наследства СССР.

В книге фотограф утверждает, что на самом деле мы живем даже не в пространствах Евклида, Лобачевского или Римана, а во вселенной Малевича. Но, к сожалению, в отличие от художника, обыватель редко это замечает в своей повседневной жизни. Предметы же, которые нас окружают, в действительности родились не на производстве, которого у нас давно уже нет, и даже не в супермаркетах, которых у нас уже слишком много — а произошли исключительно от «Черного квадрата», больше известного в художественных кругах, но не меньше, чем «черная дыра» в кругах научных.

Отделяя реальное пространство от предметов, в котором они живут и, помещая предмет в «пустоту», художник Вадим Гущин рассматривает «удаленный предмет» как «идею в чистом виде» — подобно тому, как геометры, избавляясь от «физики предмета»,  исследуют «чистое пространство» и абстрагируются от физики, отдавая предпочтение математики.

В итоге — фотоальбом выглядит как «образец визуальной эстетики и культуры», что крайней редко встречается в современной российской арт-фотографии.

Портфолио по теме книги на  личном сайте Вадима Гущина

Текст: Олег Климов

Фотография на обложке: Сергей Пономарев

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU