В свежем выпуске «Фотообозрения» друг с другом соседствуют четыре серии о постсоветском пространстве, заявившие о себе на международном фестивале в Бангладеш, на страницах немецкого и китайского изданий, а также в качестве очередного пополнения в архиве европейского фотоагентства.

Анастасия Тейлор-Линд. «Лоно нации. Беби-бум в Нагорном Карабахе»

Фото (с) Анастасия Тэйлор-Линд
В пятницу, 25 января, в Дакке стартовал седьмой по счету международный фестиваль фотографии Chobi Mela, проводящийся в столице Бангладеш раз в два года и считающийся первым подобным мероприятием в Азии. В программу нынешнего события, которое продлится вплоть до 7 февраля, вошла выставка британо-шведского автора Анастасии Тэйлор-Линд, члена агентства VII. В рамках экспозиции в стенах Bangladesh Shilpakala Academy будет представлен проект «Лоно нации», которым фотограф занимается с 2011-го.

Снятая в классичной документальной манере, эта история повествует о беби-буме в Нагорно-Карабахской Республике, вызванном программой поощрения рождаемости и материнства, которая внедрена в непризнанном государстве в 2008 году. Дабы остановить отток молодежи из маленькой страны и увеличить ее население после разрушительного армяно-азербайджанского конфликта 1991—1994 годов, здешние власти ввели систему различных вознаграждений для семейных пар. Новобрачные получают от правительства свадебные 575 евро, за первого ребенка им выдают еще 190, за второго — уже 380, за третьего — 950, а за четвертого — 1350. Тем супругам, у которых более шести детей в возрасте до 18 лет, положен дом. Однако последовавший за этими мерами рост рождаемости проходит на фоне непреодолеваемых кризисных процессов. Низкая оплата труда, высокий уровень безработицы, слабо развитая инфраструктура наводят на мысль о том, что новые граждане Нагорного Карабаха появляются на свет, чтобы, как и их сегодняшние молодые родители, стремиться покинуть родину в поисках лучшей жизни. Впрочем, «Лоно нации» Анастасии Тейлор-Линд сосредотачивается не только на этой теме. Серия также исследует традиционный, глубоко консервативный семейный уклад в республике.

История на сайте фотографа

Норико Хаяси. «Порочный брак»

Фото (с) Норико Хаяси
На минувшей неделе агентство Panos Pictures пополнило свой архив фотоисторий серией Норико Хаяси об обряде похищения невесты, по-прежнему популярном в Кыргызстане. Несмотря на то что практика ала качуу преследуется законом, а ее последователям грозит уголовное наказание, почти две трети всех браков, заключенных в стране, считаются следствием как раз этого ритуала. Хотя среди похищений есть, естественно, и постановочные, большинство женщин оказываются украденными вопреки доброй воле. Как правило, потенциальный жених снаряжает группу молодых мужчин, с которыми отправляется на смотрины понравившейся девушки. Ничего не подозревающую жертву заталкивают в авто и увозят в дом суженого, где его семья уже готовится к свадьбе, а пожилые родственницы убеждают невесту согласиться на брак.

Японский фотограф изучала этот вопрос, актуальный не только для Киргизии, но и для других центральноазиатских государств, на примере историй нескольких девушек, пострадавших от обряда ала качуу. Так, двадцатилетнюю Фариду, студентку вуза, украл парень, встречавший ее до этого момента дважды. Брат похищенной сумел вернуть домой. Восемнадцатилетняя Чолпон и двадцатидвухлетняя Динара, в свою очередь, смирились с собственной участью и вышли замуж, а учившаяся на журналиста Урус, насильно отданная в жены 34-летнему незнакомцу, покончила с собой, уже когда родня спасла ее от жениха.

Хотя проблема эта и правда известная, периодически всплывающая в массмедиа, визуальный ряд проекта «Порочный брак» все же порой шокирует. И во время, и после просмотра серия вызывает один вопрос: как Норико Хаяси удалось настолько глубоко проникнуть в тему?

Фотоистория на сайте фотоагентства Panos Pictures

Кирилл Головченко. «Качалка»

Фото (с) Кирилл Головенченко
Барышни с аккуратным педикюром и на высоченных каблуках, щупленькие подростки, подтянутые старички, хвастающие накачанными мышцами атлеты, которые тягают штангу под проливным дождем, мужчины среднего возраста с внушительными животами, пот и слезы, искаженные от нагрузки лица — все это «Качалка». Народный тренажерный зал под открытым небом существует в Киеве более 35 лет. До сих пор бесплатный, он ежедневно доступен для всех желающих, кто не прочь привести себя в форму, занимаясь на 10 000 квадратных метров, уставленных допотопными спортивными объектами.

Украинский фотограф Кирилл Головченко, ныне базирующийся во Франкфурте-на-Майне, впервые заинтересовался этой историей в 2010 году, а в 2012-м немецкое издательство Kehrer уже выпустило его книгу, посвященную тренажерному залу. Кадры из «Качалки» много публиковались в различных изданиях Германии, а в ежедневной газете Süddeutsche Zeitung, напечатавшей несколько снимков из серии на прошлой неделе, рассказ о клубе сопровождается подзаголовком, утверждающим: фактически тем местом, где в Киеве действительно господствует демократия, является фитнес-центр под открытым небом.

Фотоистория на сайте сообщества FotoVisura

Гийом Эрбо. «Внутри „Дождя“»

Фото (с) Гийом Эрбо
В последнем номере журнала City Pictorial, выходящего в Гуанчжоу, опубликована серия француза Гийома Эрбо о закулисье «Дождя». Создатели прогрессивного китайского издания, позиционирующие себя как «лидеры новой жизни», вероятно, увидели в российском независимом телеканале своего идейного собрата. Сам же фотограф сообщает, что созданный в 2010 году «Дождь» воплощает в себе современную Россию и является своего рода площадкой для формирования в стране так называемого «креативного класса», который наполняют представители средней прослойки, выросшие после советского периода и, по словам Эрбо, не боящиеся политической системы. В общей сложности на страницы City Pictorial попало 18 кадров фотоистории, включая 9 портретов ведущих канала.

Француз, надо сказать, в своих проектах постоянно обращается к постсоветскому пространству. В его портфолио значатся серии об активистках Femen, украинском казачестве, пропутинских организациях, российских националистах, чеченской и крымской территориях.

Фотосерия на сайте агентства Institute for artist management

Текст: Анастасия Богомолова
Фото на обложке: Анастасия Тэйлор-Линд

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU