В свежем выпуске фотообозрения — последние публикации, тематически связанные с бывшим пространством СССР, которые появились в иностранных журналах и сетевых изданиях за последнюю неделю. Это попытка создать портрет того, что представляет себя жизнь вдоль трассы М41, исследование Баку как города контрастов в прямом и переносном смысле, а также довольно неожиданный экскурс в жизнь успешных москвичек шестилетней давности глазами французского фотографа.

Томек Гола «M41 — портрет сердца Азии»

Фото © Томек Гола

В мартовском номере doc! photo magazine опубликована история польского фотографа, посвященная жизни людей в 4 странах, через которые проходит известная М41 и которые составляют то самое «сердце Азии»: Афганистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан. По словам автора, его интересовала жизнь представителей этнических групп в соседствующих друг с другом республиках — таджиков в Афганистане и Узбекистане, узбеков в неспокойной южной Киргизии и т.д. Но получившаяся история, скорее, представляет собой набор из красивых трэвел фотографий, сделанных во время путешествия по дороге — мечте автостопщиков со всего мира.

Используя связывающую все четыре страны трассу как метафору объединения частей в единое целое, фотограф старается создать коллективный «портрет» довольно неспокойного региона, не акцентируя внимания на различиях, границах, непрекращающихся межнациональных конфликтах, социальных проблемах, всеобщей нищете и повсеместной разрухе. Перелистывая страницы журнала, мы полностью очаровываемся снятыми на средний формат красотами окружающей трассу природы, впрочем также как и отлично выстроенными фотографиями про повседневную жизнь — будь то вечерняя молитва около мечети или портрет девушек в парке в пограничном Оше. И лишь изредка сквозь красоту неизбежно просачивается реальность как неотъемлемая часть все той же повседневной жизни — в виде разрушенного дома на заднем плане фотографии или грустного взгляда старика-узбека.

Сознательно избегая говорить о границах и противоположностях, на которых строится жизнь вообще — а не только в тех странах, через которые проходит связующим звеном М41, — автор доказал на своем собственном примере несостоятельность такого избирательного взгляда. По крайней мере, если ты не простой путешественник с мыльницей в кармане, а думающий и мыслящий обладатель среднеформатной камеры, целенаправленно отправившийся в довольно опасную и непростую поездку с целью запечатлеть то, что представляет из себя «сердце Азии» — в том ритме, в котором оно бьется на самом деле.

Смотреть историю в журнале doc! photo magazine (стр 86-105)

Жан-Марк Каими: «Два лица Азербайджана»

Фото © Жан-Марк Каими

В издании GUP Magazine опубликована фотоистория франко-итальянского фотографа и журналиста, который на протяжении длительного времени исследовал реалии жизни в столице Азербайджана — Баку. В отличие от серии польского фотографа Томека Гола, проект Жан-Марк весь построен на принципе контраста — как визуального, так и содержательного. Правда, в том виде, в котором проект опубликован на сайте фотографа, это далеко не сразу становится очевидным. Исследование автора в его собственной редакции выстроено по принципу блоков, объединенных одной темой, каждый из которых фотограф собирает с кропотливой дотошностью журналиста, но вместе они не образуют цельности и весь проект разваливается на почти независимые друг от друга части («принудительное переселение», «бензиновая республика», «беженцы из Карабаха», «украшательство»).

Объединенные и тематически «перемешанные» между собой в одном материале в журнале GUP, фотографии выстраиваются в цельную историю о разительном контрасте между «двумя лицами» одного города — того, который обладает миллиардами бензиновых долларов, и того, в котором живут беженцы из Карабаха и из домов принудительно выселяют людей. И в
этом заслуга не только кропотливого исследователя-фотографа, но и редактора, который собрал кусочки из разрозненных блоков в единое целое так, что портрет «двулицего города» стал не только содержательно цельным, но и визуально ярким.

Смотреть серию в журнале GUP Magazine
Смотреть историю полностью на сайте фотографа

Паоло Вудс: «Портреты успешных российских женщин»

Фото © Паоло Вудс

На сайте Slate.com на этой неделе была опубликована история еще одного франко-итальянского фотографа, правда посвященная совершенно другой тематике и снятая 6 лет назад — но от этого не утратившая своей актуальности и по сей день. Снятые на квадрат портреты самых успешных российских женщин сложны по внутреннему построению и наполненности кадра информацией настолько, что кажутся тщательно режиссированной постановкой. Но, по словам автора, все с точностью до наоборот: «Я не использую реквизит и не прибегаю к услугам стилиста. Я не говорю героиням, как им следует одеваться. Не думаю, что такого рода съемка вообще была бы мне интересна, потому что моя задача — держать зеркало напротив того, что вижу и изучением чего занимаюсь».

Кроме того, Вудс при подготовке и выборе места съемки опирался на уже взятые у женщин интервью, подготовленные писателем Сержем Мишелем, с которым у фотографа уже до этого было сделано много совместных проектов. Возможно, именно это сыграло не последнюю роль в том, что Вудсу удалось не только сделать отличные портреты, но и передать характер своих героинь — будь то писательница Александра Маринина, балерина Ильзе Лиепа или бизнесменша Ирина Балакина.

Интерес именно к женщинам-нуворишам был вызван, по словам Вудса, тем, что в 2006-2007 годах было довольно много историй, посвященных так называемым «новым русским» — мужчинам. И материалы на эту тему были «ходовым товаром» в журналисткой среде. Паоло Вудса и Сержа Мишеля же, по их словам, никогда не интересовали истории «для завтрашней газеты», все их проекты были построены на исключительно личной увлеченности выбранной тематики и принципиальной независимости от кого бы то нибыло при создании истории. Авторы совершили три поездки в Россию в течение двух лет, результатом которых стал объемный и чрезвычайно красочный портрет доселе не рассматриваемого сквозь объектив фотоаппарата явления — сильных, независимых и богатых женщин, у каждой из которых своя история успеха. При всем при том — и это чувствуется при просмотре фотографий — говоря про «зеркало» как про своего рода «объективность» взгляда автор несколько лукавил. «Зеркало» обращено не только в сторону рассматриваемого явления, но явно имеет авторский взгляд и передает отношение фотографа к объектам съемки.

Смотреть публикацию на сайте Slate.com

Текст: Катя Богачевская
Фото на обложке: Жан-Марк Каими

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU