Сейчас, во время еврейского праздника Ханука, зажигают свечи в честь чуда, свершившегося давным-давно… В советской традиции свечи зажигают только на Новый год. Некорректно совмещая одно с другим, М-Журнал представляет фотоисторию Максима Дондюка про еврейский Новый год — Рош а-Шана — которую автор снимал несколько лет.

Умань, обычный украинский город с населением около 90000 человек, стал одним из самых больших центров еврейского паломничества вне Израиля. Ежегодно сюда приезжает около 20000 паломников со всех континентов, чтобы отпраздновать еврейский Новый год — Рош а-Шана и помолиться на могиле рабби Нахмана, который умер в Умани в 1810 году.

Перед своей кончиной Нахман дал необычную клятву: «Если кто-нибудь придет на мою могилу, пожертвует монетку в милостыню и прочитает десять избранных псалмов, я схвачу его за пейсы и вытащу из глубины ада. И неважно что он проделал до того дня».

Для просмотра фотоистории — кликните на фотографию

Харизма рабби Нахмана была настолько велика, что хасиды никогда не выбирали его преемника, как было принято в других хасидских династиях. И другие хасиды не без иронии назвали браславских хасидов — “мертвыми хасидами”.

После Первой мировой войны, Октябрьской революции, Гражданской войны и установления коммунистического режима на Украине, паломничество в Умань было сложноосуществимым. Во время Второй мировой войны могила цадика Нахмана была уничтожена, а дом Нахмана сильно пострадал в 1944 году — осталась лишь могильная плита. В советские времена на месте кладбища был построен жилой микрорайон.

Старому хасиду из Львова удалось выкупить земельный участок и построить дом рядом с могилой Нахмана.  Когда же старый еврей однажды вернулся из Львова в Умань, оказалось, что дом  продали украинской семье.

Украинский хозяин не любил евреев и гнал их прочь, а о могильную плиту вытирал ноги.  Вскоре он заболел и продал дом другой семье…

В 1996г. «дом Нахмана» был приобретен бреславскими хасидам за 130000$. Сейчас хасиды выкупили многие квартиры и дома в районе могилы рабби Нахмана, построили гостиницу, синагогу и открыли бет-мидраш (дом учения). Шаг за шагом хасиды постепенно выкупают части города… Их женщины приезжают за месяц чтобы все подготовить к празднику, но во время празднования Рош а-Шана женщины не выходят на улицу, так как им нельзя видеться с мужчинами до конца первого дня праздника. У хасидов считается большим грехом в эти дни посмотреть в глаза женщине.

В первый день Рош а-Шана, после сеуда шния (вторая праздничная трапеза) все хасиды собираются для утреннего богослужения.  Затем, тысячи хасидов, облаченные в белое, идут толпами по улицам Умани в сторону пруда для  выполнения обычая Ташлих (обряд очищения). Суть обряда заключается в символическом «вытряхивании» грехов, но некоторые выворачивают и карманы, другие — полы талит-катана и читают псалмы и пиюты, смысл которых — «Пусть вода унесет все наши грехи…»

Фотоистория: Максим Дондюк

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU

Материал по теме:  Павел Горшков в рубрике «Блокнот фотографа: «Хасид, шаббат, суббота»