Осознанный подход фотографа к теме ставит его в один ряд с исследователями и естествоиспытателями, собирающими информацию по крупицам, расширяя и углубляя наши познания в той или иной теме или дисциплине. Сканируя план за планом, фотограф-исследователь не просто снимает или фиксирует происходящее, но делает нас свидетелями истории — истории прошлой и настоящей.

Примером такого «осознанного подхода» мог бы стать молодой фотограф из Армении Карен Мирзоян с фоторепортажем, сделанным им в столице Абхазии Сухуми на праздновании Дня Независимости. Конечно же, время оценит и расставит все по своим местам, но уже сегодня хочется проследить, каким образом можно сделать ставшую давно «популярной» у коллег тему непризнанной республики «своей».

Абхазия Мирзояна – это только малая часть проделанной им работы. Еще в его проекте о непризнанных республиках бывшего СССР, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Они тоже достойны внимания, но сейчас хотелось бы остановиться на Абхазии.

Мне нравится смотреть книжку с картинками с конца, а если это фотоальбом, то с фотографий, минуя предисловия и вступления. Не терпится сразу окунуться в суть и по первым изображениям понять, интересно смотреть это до конца или нет. Попробуйте и вы.

Те, кто сами снимали в Сухуми, знают, как до сих пор выглядят улицы, дома, пансионаты, немногочисленные производства, искалеченные войной. У каждого фотографа собственное видение, каким образом построить работу над темой – сидеть неделю или месяц, ходить искать, снимать или на два дня погрузиться с головой и очень эмоционально, ярко представить свое видение. Автор выбрал второе и построил повествование на людях. Он смог уловить настроение и боль до сих пор не зарастающих ран в сердцах этих забытых людей, живущих в блокаде.

Если до сих пор собирать фотографов под крышу бывшего СССР, то Карена Мирзояна можно назвать по праву «нашим» представителем новой волны в современной фотографии. Здесь уже нет этих черно-белый возвратов к «истокам», когда за монохромную стилизацию «корней» прошлого века выдаются сегодняшние «новоделы». Как известно, дважды в одну воду не войдешь, и я за то, чтобы сегодня использовать современные технологии, строить композиции на цвете, использовать весь колорит для достижения задуманного. Очень проникновенные, тревожные лица на фотографиях. Общий холодный тон пурпурно-синего подчеркивает настроение неустроенности и тревоги – надгробные плиты, оружие, воздушные шары, портреты детей и политиков, фейерверки. Умелое использование естественного и искусственного света говорит о том, что фотограф может добиваться нужного эмоционального напряжения или расслабления, используя самые обычные средства. Очень искусно включен в общую картину как сновидение проход женщины с ребенком в саду или набор полу-различимых цветных пятен и теней в танце на каком-то «заднике». Празднования, на которых оказался Карен, носят скорее отпечаток не слишком веселого действа. Он не старается приукрасить событие. Фотограф и не должен занимать сторону своих героев, а может только дать очень честно и непредвзято взгляд исследователя на предлагаемое событие.

Единственным сожалением, которым я могу поделиться, досмотрев все до конца, это рассказ о слишком маленьком временном событии — в основном о Дне Независимости, которое конечно же не отражает всей картины, происходящего в этой республике. Хотелось бы увидеть в исполнении Карена Мирзояна более весомую съемку по охвату темы. Для меня это кажется абсолютно логичным продолжением блистательного начала.

Текст Павла Горшкова (Москва, 29 июня 2012)