Павел Горшков по просьбе Liberty.SU посмотрел все работы, которые были поданы на первый в своем роде конкурс «Меньшинства», уже само название которого вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию. Как представители фотографического сообщества видят «не таких как все»?

Уже появились в Сети обзоры и критика по фотоконкурсу «Меньшинства». Поэтому мой обзор будет продолжением размышления на тему. Мне дали возможность посмотреть фотографии всех участников конкурса. Не только победителей. Работ оказалось 249. Я слышал доводы и против проведения конкурса на подобные деликатные темы. Может быть, в этом есть логика. Но конкурс является стимулом для принятия участия, дает возможность выявить новые интересные подходы и необычные решения столь непростой во всех отношениях темы.

Как расценивать его итоги? Как результат работы (мастерства) фотографов или изначально как попытку показать разные группы людей, которым отказано быть такими как «все»?

Меньшинства, представленные авторами на конкурс, охватывают большой спектр самых разных групп: от сексуальных меньшинств до инвалидов с детства. Если рассматривать фотоконкурс с этой точки зрения,  то он отражает проблемы «отверженных». Например, перед нашими глазами одинокий человек с ограниченными физическими возможностями, со всеми своими проблемами и невзгодами. Не знаю, прав я или нет, но мы увидели в представленных работах только одно следствие, одну сторону политики государства, изначально ставящей цель оградить, сделать невозможным общение в одном социуме таких непохожих индивидуумов. Социальное (а на деле — асоциальное) государство через чиновников разного уровня практически не представлено ни в одной серии. Авторы в большинстве своем пошли по годами проторенной или неоднократно виденной-перевиденной в СМИ дорожке-стереотипе подхода к теме. Вот представитель «меньшинства», вот он дома, вот он среди своих друзей, вот так он преодолевает трудности своего положения. Возможно, представить более широко проблему гораздо сложней и глубокое погружение в неё требует гораздо больших усилий. Возможно.

Но если рассказ о трудностях тех или иных групп может быть развернутым и глубоким или передан несколькими штрихами-фотографиями каких-то локальных встреч, то простого, даже фотографического повествования совсем не достаточно для раскрытия темы.

Воздействие на зрителя (чиновника, обывателя, нас с вами) картинки-образа, сделанной на самом высоком художественном уровне, – вот что определяет, как будет понята и принята проблема «Меньшинств». Но, строго говоря, в большинстве увиденных работ нет настоящего фото-языка, изображений ярких от начала до конца, построенных по всем законам светописи, т.е. от первого кадра до последнего, завершающего историю. Есть серии, в которых встречаются интересные яркие образы, но они не делают погоды для всей истории. Как правило, это две-три работы — и снова сбивчивость в обычное повествование или документацию события. Нет чувства, настроения, выраженных через свет, цвет, яркую запоминающуюся композицию, использующую всё разнообразие выразительных средств в фотографии. В лучшем случае — газетно-журнальные штампы 10-20-летней давности. Откуда они у молодых людей без этого «негативного» багажа прошлого? Я не первый раз выступаю по этому поводу. Весь фотографический интернет-мир закрыт для России? Пока нет. Почему же нельзя пользоваться этим, смотреть, учиться на лучших образцах? Сколько мастер-классов вживую, выставок, сайтов агентств, занимающихся репортажем на самом высоком уровне. Удивительно и странно смотреть на представленные конкурсные работы. Общее представление об увиденном именно таково.

Теперь хотелось бы рассмотреть частности, т.е. те немногочисленные работы, которые просочились через сито, через массу средних, не заряжающей своей энергетикой клише, если говорить о профессиональных фотографах.

Не хотелось бы публично разбирать работу жюри, тем более, такого авторитетного, что работало здесь. Конкурс – это всегда лотерея для участников с одной стороны, а с другой — проявление вкусовщины и политики того или иного рода для тех, кто судит. Тем не менее, не могу не сказать два слова о представленных итогах. Понравилось, что были отмечены две очень хорошие, яркие серии. Это «Меняющееся лицо России» Дениса Синякова и «Дорога домой» Марины Маковецкой. Искреннее удивление вызвала отмеченная первым местом серия Марии Алексеевой «Последний». Банальное решение темы, снятой в лоб. Ветеран на фоне позирующих детей у памятника или смотрящий ветеран через разбитое стекло на тот же памятник. Автору не хватает фантазии, и она снимает руку на груди с медалями. Вся эта незатейливая вышивка в лучших традициях конкурса «Best of Russia». Что над чем взяло верх неясно.

Теперь о своих пристрастиях. Что понравилось? При всей критике общей массы присланных работ, не могу не отметить некоторое количество хороших, заслуживающих, если не призов, то внимания зрителей.

«Как стать бездомным и выжить» в категории «Социальные меньшинства» Марины Маковецкой о человеке, оказавшемся на улице. «Раньше я специально не искала бомжей как героев для своих репортажей, но история с Андреем зацепила меня: было интересно, как же бездомному человеку удаётся выживать и не скатиться на самое дно. Мне интересна жизнь этого человека и я просто её снимаю» , — говорит Марина, автор этой замечательной серии. Ей удалось создать настроение, найти, выдержать стиль и грамотно выстроить начало и конец этой маленькой истории.

«Жизнь в темноте» Игоря Лагунова о Троицком интернате в Челябинской области для слепых и слабовидящих детей. Очень интересная работа: свет, настроение, точные образы. Но повторы выдают незаконченность серии. Хотелось бы увидеть продолжение.

«Футбол ампутантов», фотограф Игорь Стомахин. Само название звучит как приговор. Но фотографии в серии не так печальны. Они очень точно передают состояние игроков. Кажется, что для этих людей не существует физических преград. Очень хорошая съемка, хотя и решенная в традиционной манере.

Михаил Вальехо снял серию «Несуществующие люди» (Санкт-Петербург). Запоминающиеся портреты бездомных людей в их убежищах. Мы видим яркие образы и интересные решения, работу со светом. Это одна из немногих работ, где не чувствуется отчуждения фотографа от объекта съемки. Зритель получает возможность непосредственного «общения» с персонажами этой грустной истории.

«Володя», фотограф Сергей Конюхов. Климовский дом-интернат. История о человеке сопротивляющемуся болезни, врачам и любящему жизнь. Монохромное исполнение очень точно соответствует теме, создает дополнительную нагрузку, нужное настроение и тональность.

«Музыка в темноте». Серия о слепых из Екатеринбурга, занимающихся пением для себя и своих друзей. Работа Дениса Тарасова, выдержанная от начала до конца в едином стилевом решении. «Захотелось рассказать о чувствах, — говорит Денис, — о внутренней силе и красоте этих людей». Что-то такое неуловимое. На уровне поэзии с налетом экзистенциализма. В результате получилось то, что получилось.
Что касается стиля и видения, то каждая тема сама диктует стилистику. Она как бы в ней уже органично существует, надо ее просто нащупать». Очень интересная серия, выполненная на высоком художественном уровне.

В рубрике «Остальные меньшинства» есть интересная работа из Чехии. Станислав Крупарь живет в Праге и говорит, что в Туву и на Алтай начал ездить как турист еще более десяти лет назад.  Его привлекает шаманизм. Люди ищут духовность, и ему интересно в этом разобраться. Он говорит, что шаманизм никто не снимает так пристально и много, как он, поэтому, беря на себя этот труд, хотел бы довести его до логического завершения. Это его «угловой» камень, и он не может не приезжать сюда снова и снова. Автор предлагает нам свое прочтение отношения населения к культу шаманизма.

Сложно ожидать от всех участников одинаково удачных работ, но количественный разрыв между теми и другими неоправданно велик. Может, тема с «меньшинствами» непопулярна? Ведь её не продашь, не напечатаешь в престижном российском глянцевом журнале. В «стол» снимать — кому охота? Ждем следующего конкурса и продолжения работы над начатыми историями: они того стоят.

Павел Горшков (Москва-Омск)
Фото на обложке Дениса Тарасова, серия «Музыка в темноте»

Материал по теме: фотовыставка «Широко открытыми глазами»

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU