Кто такой Марущенко и против чего он выступает? В украинской фотографической блого-сфере вот уже несколько дней идут горячие споры вокруг выеденного яйца. Яйцо называется «АРТ-пространство», а разборки начал Виктор Марущенко – известный в Украине  фотограф и куратор, руководитель киевской фотошколы собственного имени. Интересно, насколько широко распространяется влияние Виктора на галерейную политику?  Всю незалежную Украину он окормляет или только столицу? Но то, что Виктор так печется о чистоте и невинности этого пространства, вызывает смешанные чувства. Ему и его единомышленникам представляется почти кощунственным посягательство любого «чужеродного» на стены художественных галерей и арт-центров.

Фотограф Максим Дондюк – вот возмутитель того спокойствия и тишины, которые находятся под охраной Марущенко.  Два года Максим  работал над собственным проектом «Остановим туберкулез в Украине», снимая в тюрьмах и больницах реальное положение дел в этой области. Опуская рассказ о всех трудностях  и опасностях съемки больных туберкулезом и отсутствие какого-либо финансирования, хочется просто восхититься мужеством автора и его целеустремленностью в работе над проектом.

Господин Марущенко призывает к здравому смыслу организаторов, кураторов галерей и арт-центров в странах, где проходили выставки Дондюка. Вот цитата:

«…В мире есть социализированная арт-фотография, но не соц. док. в арт-пространстве. Для Вашей фотографии нужны другие площади, пространства, среда… Другая публика. Ваши мастер-классы и выставки для целевой аудитории принесут больше пользы чем Ваши туры по галереям мира. Вы сделали работу, в которой проблема важнее чем Вы. Это нужно понимать.»

Но Максим этого постулата не понимает и считает, что глупо делить фотографию исходя из того, где она должна и может демонстрироваться.

Выставочный центр «АртДонбасс», Донецк ( 20 марта- 02 апреля 2012)

На данном этапе работы над проектом, ему важно познакомить как можно больше людей с этой серьезнейшей — и не только медицинской — проблемой и с помощью искусства фотографии привлечь внимание СМИ, обывателей и чиновников.

Комментатор и активный участник различных интернет-дискуссий Миша Педан тоже за чистоту рядов. Цитата:

«Максим, Вы активно добивались участия в портфолио ревю в Москве. Возможно, с благими намереньями, но на «поле арт фото». Ваши работы, не являются (на мой взгляд) фотоискусством. Я не о теме, а о эстетической составляющей. Можно работать с социальными темами в арт пространстве (Михайлов с бомжами, А.Петерсен с тюрьмой и психбольницей), а можно остаться в документалистике. Ничего дурного в этом нет, но попытки переноса социального проекта в АРТ, при отсутствии художественных достоинств, выглядят как профанация.»

Хорошо. Если даже согласиться, что работы Дондюка не дотягивают до олимпийской планки «Марущенко-Педан», зачем же так толкаться и выпихивать людей с трамвайной подножки? От куратора, фотографа и арт-критика Марущенко странно слышать возгласы о разделе экспозиционных пространств, если проблема, поднятая молодым фотографом, так серьезна. По Марущенко все просто:

«Выпускайте брошюры, буклеты. Сопровождайте выставками лекции в спец. местах, распространяйте информацию среди работников здравоохранения…» или «Главное назначение работ фотографа — профилактика и борьба с туберкулёзом, а также облегчение страданий уже больных. При чём здесь арт-пространство?»

Вот так. Не больше и не меньше! Я посмотрел фотографии разных выставочных пространств, где проходили выставки, сами работы Дондюка и могу предположить, что линия нападения Марущенко-Педан, а также еще одного комментатора Тимура Масаутова, построена по принципу: «Я не совсем в курсе, но все-равно протестую».  Вот цитата от Тимура:

«‎…заставим койками с больными все галлереи…супер перформанс!…интерактивный морг, со вскрытием…вот это креатиффффф ))) кровь, гниль…сколько можно «удивляться» и скулить от восторга по поводу всякой херни ребята????…профанация и любительщина заполнила все…»

На мой взгляд работы Максима имеют несомненные художественные достоинства. Современная фотография настолько далеко ушла от представлений десяти- и двадцатилетней давности, что все разговоры «арт-фотография, документальная фотография или фото на документы» настолько размыли границы определений, что очень трудно, почти невозможно строго классифицировать, что в какой зал нести. Поэтому считаю, что образы, представленные на фотографиях Максима Дондюка, обладают несомненными достоинствами и могут по праву занять достойное место в арт-пространстве.

Галерея «Арт-квартира», Днепропетровск (10-20 июля 2012)

Хотелось бы провести еще одну параллель, чтобы было понятно, что здоровый консерватизм — полезная вещь, но нужно как-то принимать реалии времени и то, с чем пришел Максим Дондюк. Учебные заведения и досуговые центры имеют свои функции, но когда случается ЧП, когда нужно разместить пострадавших, такие учреждения превращаются в центры по оказанию помощи, и никому в голову не придет переживать по поводу нецелевого использования помещений. «Остановим туберкулез в Украине» — как раз такое ЧП, когда неприлично загораживать собою стены каких бы то ни было пространств и взывать к здравому смыслу кураторов и спонсоров.
Меняется отношение к проблеме, чиновники вынуждены реагировать на увиденное, общество обсуждает качество здравоохранения. Это ли не тот самый КПД, которым пытается померить силу воздействия на зрителя Марущенко: «я не обсуждаю проект, я обсуждаю КПД от проекта»?

Противники Максима Дондюка не заметили, как изменилась фотография, как под воздействием современных технологий меняется ее восприятие. Если есть какие-то претензии по форме подачи у Виктора Марущенко, то надо не сталкивать его с подножки, а помочь Максиму советом или делом о том, как составить и подготовить к экспозиции его материал, чтобы он прозвучал настоящим набатом в Украине и за ее пределами, так как проблема с туберкулезом действительно серьезная.

Павел Горшков, Москва, 12 июля, 2012 г.
(в цитатах сохранена авторская орфография)

Публикации по теме в Журнале: Максим Дондюк: «…он всегда был рад меня видеть»