Обзоры итогов фотоконкурсов, знакомство с проектами в выставочных пространствах, появление новых фотоальбомов на западных площадках, просмотр интернет-ресурсов, посвященных фотографии, всё больше наталкивают на вопрос… Что происходит с документальной фотографией, куда она движется? Появилось новое определение — «артдок-фотография», заменяющая в некоторых случаях традиционную документальную. Современные фотографы используют ее в своих проектах.

Артдок-фотография — кризис документальной фотографии. По другой версии – это всего лишь новое направление. Слово «Арт» стало камнем преткновения для приверженцев классической школы фотографии. Это не значит, что раньше документальная фотография не была художественной. Очень даже БЫЛА. Скорее всего, мы переживаем кризис документальной фотографии, расцвет которой пришелся на её интерес в прессе, т.е. более утилитарного подхода «потребления».

Поэтому тот период существования фотографии можно было называть пресс-фотографией. Определение «Артдок-фотография» в сегодняшнем контексте имеет два значения – «современная» и «предназначенная для демонстрации в рамках галерейного пространства», где уже другой зритель и покупатель. Незаметно произошла переориентация на другого потребителя. Такое «осовременивание» документальной фотографии оказалось неожиданным и, похоже, застало нас врасплох. Сегодня такая форма реализации собственных проектов становится доминирующей.

Для примера можно обратиться к итогам ежегодного престижного фотографического конкурса Lens Culture, International Exposure Awards в Париже. В категории «Портфолио» победила японский фотограф Киоко Хамада с серией, где героем проекта является сама автор. Недоумение вызывает то, что организаторы обращают внимание на значительное разнообразие сюжетов, стилистических подходов и технологических процессов. Можем согласиться или поспорить. Достаточно посмотреть на ещё одного призёра этой номинации – Матильду Гатонни. И ее портреты сирийских женщин-беженок. В том и другом случае «артдок» с «разнообразием стилистических подходов и технологических процессов» не слишком убедителен.

Фото ©  Матильда Гатонни

Актуальный сейчас способ доставки информации потребителю (и наполнение этой информации документальной и социальной фотографией) в современном обществе потребления определяется самим обществом. Реклама, выход на первое место новостного визуального ряда видео – и мы получаем «мультимедиа-убийц» настоящей документальной фотографии. Это всего лишь новые формы подачи фотоизображений? Не убеждает. Это ещё один повод привлечения в смежную область восприятия. Например, от документальной фотографии к документальному кино в виде мультимедиа как постоянному поиску возможности развлечь зрителя. Меня убеждает мультимедиа лишь в виде презентации проекта для медийных устройств.

Всё меньше общество потребления желает видеть, а главное, сопереживать картинкам с социальными язвами этого общества. И появление изображений спокойных, умиротворяющих, неконфликтных, иногда придуманных или воссозданных автором, привычных, красивых, эстетически близких благополучному зрителю «событий», становится таким популярным как у зрителя, так и у автора. Автор нашел себя в артдок-фотографии.

Неправильно было бы свести всё только к причинам ушедшего в себя современного общества, а также моды, оказывающей влияние на рынок и на мотивацию выбора формы и инструментов для рефлексии художника. Всё новое – это, как известно, хорошо забытое старое. Нет ли в артдок-фотографии ухода, возвращения к копированию живописи ради которой, по сути, и была когда-то задумана сама фотография? Обращение к живописным картинам и композициям можно трактовать как поиск новых форм в документальной фотографии. Попытка удачна — зритель получает удовольствие. Иллюстрацией здесь могут служить работы британского документального фотографа Марка Пауэра.

Фото © Марк Пауэр

Но очень часто авторы сбиваются к повторам, заметным копированиям стиля и формы. Это всегда воспринимается как банальное повторение виденного. Где собственное авторское видение? Более простой для повторений способ «артдок»-выражения ставит её в зависимое положение от концепции автора и формы фиксации, когда зритель может начать всем известную игру «найди сколько-то отличий» в висящих по соседству проектах других авторов.

Для примера можно обратиться к одному из обзоров Анастасии Богомоловой. Лондонская галерея The Wapping Project Bankside. Здесь представлен проект «Сыны Нахимова» Нелли Паломяки (выпускницы Хельсинского университета искусств и дизайна) с серией психологического портрета. Чем не живописный портрет конца девятнадцатого века? Перед нами документ, как холодный оттиск, вышедший уже в тираж и готовый для демонстрации в рамке.

Фото (с) Нелли Паломяки

«Артдок-фотография» движется параллельным курсом с документальной, заимствуя художественные приемы живописи. Время пресс-фотографии осталось в истории. Фотографию, выделив в «артдок», фактически выдавили в созерцательные пространства выставочных залов, где в конвульсиях мультимедиа уже бьётся документальная, как плохой вариант документального кино. Чаще всего, мультимедиа – это производная от документального проекта. Параллельно записывается звук и куски рваного видео (в ущерб основного проекта). Позже на ходу смонтированный из полученного материала проект превращается в «говорящую фотографию». «Артдок-фотографию» и мультимедиа в силу перечисленных причин можно определить и отнести к одному из направлений современного искусства. Может, это и неплохо. Но это уже нечто другое.

Текст: Павел Горшков
Фото на обложке: Киоко Хамада

Like Liberty?

Если Вам действительно нравится данная статья и/или проект Liberty.SU в целом, то могли бы Вы поддержать нас? Наш проект существует исключительно благодаря личному энтузиазму небольшой группы фотографов и журналистов. В настоящее время авторы М-Журнала не имеют возможности получать гонорар за выполненную ими работу, которую они делают для Вас в частности. Но Вы можете помочь каждому отдельно или проекту в целом, указав в комментарии платежа имя и фамилию автора и ему/ей будет выплачено Ваше пожертвование без каких-либо комиссий со стороны Фонда Liberty.SU

Спасибо за поддержку и понимание.
www.Liberty.SU